А судьи кто? (Э.Хёрли)

А судьи кто? (Э.Хёрли)

  Энтони Херли (оригинал статьи тут http://dancesportglobal.com/a-sudi-kto-entoni-herli/) Недавно, просматривая интересное видео на YouTube, я обратил внимание на одного из членов судейской панели, который делал какие-то свои заметки с ловкостью мага, даже не поднимая глаз на танцующие пары. Можно только гадать, сколько ещё безответственных судей, надевших смокинги, стоят в судейской панели и выносят вердикт относительно того, кто станет победителем. Поэтому я решил письменно изложить некоторые свои мысли и ощущения касательно судейства на соревнованиях по спортивным бальным танцам. Быть членом жюри в бальных танцах, вне всякого сомнения, очень ответственная миссия, которая предполагает наличие высокой квалификации и зачастую собственной смелой позиции. Чтобы пригласить вас в качестве судьи, организаторы соревнований должны быть уверены, что ваши знания, опыт и честность подстегнут участников соревнований, и придадут им уверенности в справедливости оценки их выступлений. Очевидно только то, что судьей на турнире по бальным танцам может быть человек с соответствующим опытом и репутацией, необходимой для объективного принятия решений. Лично я, начиная профессиональную карьеру на этом поприще, использовал каждую возможность, чтобы поговорить с ведущими судьями моего времени, и не стеснялся задавать им вопросы, как они справляются с массовыми заходами и какими факторами они руководствуются при присуждении различных категорий новичкам и при определении победителей. Важным аргументом, которому я быстро научился, является определение силы или слабости захода. Лично я не верю, что в нашем деле можно научить стороннего человека принятию правильных решений. В наше время вполне возможно усвоить общую схему этого процесса, который действительно имеет здравый смысл, но вынесение своего вердикта является сугубо личностным решением и предопределяется приоритетами каждой отдельной личности. К сожалению, далеко не всё сводится к банальному записыванию номеров участников. Ниже я перечислю шесть главных приоритетов, которыми, по моему мнению, руководствуется большинство судей при оценивании выступлений пар на турнирах по спортивным бальным танцам. Возможно, они выстраивают их для себя в ином порядке, но именно поэтому судейская панель и состоит из определенного количества судей, чье совокупное мнение и приоритеты дают более-менее справедливую оценку. 1. Позиция и презентация
2. Техника
3. Музыкальность (ритмичность)
4. Движение во время танца
5. Взаимодействие в паре
6. Общее впечатление от выступления пары (харизма) Оценка заходов в первом туре является, несомненно, одной из самых сложных задач. Вот где прежде всего следует полагаться на опыт. А представьте себе, что главный судья просит вас отобрать 24 пары из первых трех заходов первого тура. Простые математические исчисления показывают, что в каждом заходе вам следует сохранить по восемь пар. Однако, если вы не видели выступления этих пар раньше, вполне может случиться так, что большинство лучших пар собраны, например, в третьем заходе. Здесь и начинается головная боль. Опытный судья просмотрит первый заход и выберет, скажем, шесть пар. Но на отдельной карточке отметит ещё две или три пары в качестве резерва для второго захода. Это позволит сохранить места для сильных пар третьего захода, если вы вдруг захотите отобрать в нем десять пар. Таким образом, по окончанию третьего захода количество отобранных пар по отдельным заходам составит 6 + 8 +10 = 24. Еще одним важным моментом, который следует принять во внимание, является вероятность того, что в первом или втором раундах выступают пары с определенной репутацией, скажем, полуфиналисты или финалисты уже прошедших значимых соревнований. В этом случае лучше не уделять им особого внимания на ранних стадиях текущего соревнования, а просто отложить их номера в сторону и больше внимания уделить малоизвестным парам. Возможно, среди них вы найдете танцоров с хорошей техникой и потенциалом. Время для тщательного отбора претендентов на звание победителя и призовые места наступает, пожалуй, тогда, когда остается около 48 пар. Я, например, мысленно прокручиваю их выступления в последних четырех раундах и определяю сильные и слабые стороны каждой пары и сравниваю их друг с другом. Поскольку пар всё ещё довольно много, особое внимание я уделяю тем, которые прогрессировали во время каждого последующего выхода на паркет. Таков мой личный подход для оптимального выбора шестерки наилучших и в конечном итоге определения финалистов. Что мне не нравится:
– давка на танцполе и пары, которые не обращают внимания на своих коллег-конкурентов, пытаясь, во что бы то ни стало выполнить отрепетированную хореографию своего танца;
– слишком перегруженная хореография, которая обычно используются, чтобы скрыть недостатки выполнения обязательных элементов танца;
– когда я вижу, что у партнера двигаются губы, отсчитывая такт, поскольку он вероятнее всего не чувствует или не слушает музыку. Мне нравится:
– когда пара проходит в полуфинал или финал независимо от моих оценок;
– когда танцующая пара обволакивает меня музыкой;
– когда изящество и утонченность танцующих заводит и судей, и зрителей. В заключение: Судьи, которые сами раньше были танцорами и участвовали в соревнованиях по спортивным бальным танцам, имеют преимущество перед остальными судьями, поскольку они действительно могут по-настоящему оценить годы упорных тренировок участников. Они-то знают, что один росчерк авторучки судьи может реализовать или похоронить чьи-то мечты. Вот почему быть судьей на конкурсе бальных танцев – ответственная и нелегкая работа.
Энтони Херли (Anthony Hurley)